Древо Жизни

№4 2010 г.

На главную  О проекте  Ссылки  Контакты

О проекте
Ссылки
Контакты
Архив
  №1 Март 2007
  №2 Апрель 2007
  №3 Май 2007
  №4 Июнь 2007
  №5 Июль 2007
  №6 Август 2007
  №7 Сентябрь 2007
  №8 Октябрь 2007
  №9 Ноябрь 2007
  №10 Декабрь 2007
  №11 Январь 2008
  №12 Февраль 2008
  №13 Март 2008
  №1 2010
  №2 2010
  №3 2010
  №4 2010

Google

Нейронная духовность

О том, почему некоторые люди внезапно с головой уходят в религию, принимают постриг или меняют веру, ученые рассуждают на протяжении десятков лет. Но на вопрос, почему перемены в религиозном сознании отличаются радикальностью — убежденные атеисты становятся богомольцами, а не пропускающие ни одной службы вдруг превращаются в настоящих материалистов, наука ответить не могла.
   Между тем недавно в этой области было сделано интересное открытие. Итальянские ученые заявили, что основополагающим фактором в духовных и религиозных переменах человека являются нейрофизиологические изменения в определенных отделах его мозга.
   Регулярно проводя операции по удалению опухолей мозга, нейрофизиологи смогли определить центры, воздействие на которые обуславливает коренное изменение религиозного поведения. Выявить «религиозные центры» мозга ученым удалось благодаря анализу томограмм пациентов с точным отображением зон мозга до и после операции. Имея возможность сравнить состояние пациентов до и после хирургического вмешательства, врачи обнаружили, что избирательное повреждение задней теменной зоны значительно повышало религиозность пациентов и уровень самотрансценденции — способности человека к рефлексии, которая считается мерой духовного и нравственного развития личности. «Наше исследование впервые демонстрирует причинно-следственную связь между локальными поражениями мозга и повышением интереса к религии и духовности, — говорит доктор Косимо Ургеси из Университета Удины. — Повреждения задней теменной области способствовало необычайно быстрым изменениям духовного аспекта личности, связанного с религиозностью. Таким образом, дисфункция теменной нейронной активности может в корне изменить основы духовно-религиозных взглядов и поведения».
   Эти результаты могут лечь в основу новой стратегии для лечения некоторых видов психических заболеваний или помочь людям, попавшим под влияние сект, вновь вернуться к адекватному восприятию действительности.
   «Если такая стабильная характеристика личности, как духовность, может подвергаться быстрым изменениям в результате поражений мозга, это значит, что большинство патологических нарушений в сфере религиозных представлений может быть исправлено с помощью влияния на нейронную активность в конкретных областях мозга, — считает доктор Сальвадор Аглиотти из римского Университета Спиенца. — Может быть, новые подходы, направленные на модулирование нейронной активности, в конечном счете проложат путь к новым методам лечения расстройств личности».
   Вполне возможно, что подобную технологию примут на вооружение не только медики, но спецслужбы и антитеррористические подразделения, занима¬ющиеся ликвидацией радикальных религиозных группировок. Ведь небольшая манипуляция способна сделать из религиозного фанатика индифферентного атеиста и, наоборот, превратить безнрав¬ственных преступников в людей с моральными принципами.
   
    Екатерина Люльчак, РБК daily
    rbcdaily.ru

   
   


На главную  О проекте  Ссылки  Контакты