Древо Жизни

№3 2010 г.

На главную  О проекте  Ссылки  Контакты

О проекте
Ссылки
Контакты
Архив
  №1 Март 2007
  №2 Апрель 2007
  №3 Май 2007
  №4 Июнь 2007
  №5 Июль 2007
  №6 Август 2007
  №7 Сентябрь 2007
  №8 Октябрь 2007
  №9 Ноябрь 2007
  №10 Декабрь 2007
  №11 Январь 2008
  №12 Февраль 2008
  №13 Март 2008
  №1 2010
  №2 2010
  №3 2010

Google

Исламская мода: от чалмы до скафандра

«Мода - это вечная борьба между вечным желанием женщины раздеться и необходимостью быть хоть как-то одетой» - любой мало-мальски уважающий себя мусульманин, пусть даже «этнический» и пока немолящийся осознает, насколько этот принцип мировой моды противоречит Шариату. Принципы исламской моды состоят совершенно в обратном.
    Так почему же мусульмане с таким упоением следуют по стопам немусульман, даже в мельчайших деталях стараясь подражать им в одежде, стиле и моде? А если не следовать неверующим в их одежде, то к чему возвращаться – к моде времен Пророка (мир ему)? И как сегодня понимать пророческий запрет на уподобление иноверцам в одежде?
    Исламский запрет на уподобление
    Сегодня сознание нашего мусульманского общества очаровано не только технологическим прогрессом Запада, но и его культурой, модой, образом и стилем жизни. Однако вместо того, чтобы перенимать научные достижения и технологии, благодаря которым он и развивается, мы, почему-то, устремились к заимствованию у Запада образа жизни, причем, к сожалению, в основном самых негативных его сторон.
    Мы стали рьяно копировать собою как внешний вид европейца, так и его слова и поступки, считая, что тем самым мы достигаем цивилизованности. Безусловно, такой путь является ни чем иным, как проявлением полнейшего невежества и примитивности. Ведь истинным показателем цивилизованности народа является не подражание другим народам в одежде, а следование божественной пророческой истине.
    А Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Кто подражает [какому-нибудь] народу, тот к нему и относится!» (Абу Дауд). Ас-Суйюти (да будет Аллах милостив к нему) говорил о подражании немусульманам в одежде, как о порицаемом нововведении.
    В своем труде «Правда о Сунне и о нововведении» он писал: «К одному из нововведений и отвратительных поступков, практикующихся среди большого числа мусульман, относится подражание неверующим в их обычаях и в их символике… Уподобление неверующим является запретным, даже если подражаемое деяние совершается не с той же целью, с которой это деяние совершают неверующие».
    Мусульманам давно уже пора раскрыть свои глаза и осознать, что многое из того, что они сегодня перенимают от немусульман, – их массовую культуру, моду, образ жизни, быт и поведение, – не ставит их на высокий культурный уровень, а лишь усугубляет их униженное положение и повышает их моральное разложение. Всевышний Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Если вы подчинитесь неверующим, то они обратят вас вспять, и вы вернетесь потерпевшими убыток» (3:149).
    Подобно тому, как запрещается уподобляться неверующим, запрещается также уподобляться и нечестивцам из числа мусульман. То есть нельзя, например, одеваться так же, как одеваются сектанты, всякие распутные певцы, музыканты, бандиты, сексуальные извращенцы и иные нечестивцы.
    Технологии взамен одежды
    Нам, как зрелым мусульманам, пора бы уже отрезветь от того, чем нас опьянила западная индустрия моды, пора отбросить все несоответствующее Корану, Сунне и духу Ислама, что мы из нее приняли. Мы должны перенимать у Запада науку, технику, промышленность, а не моду и массовую культуру.
    Еще 70 лет назад, видя всю опасность проблемы имитации мусульманами обычаев неверующих, один из крупных исламских мыслителей XX века Мухаммад Асад писал: «Хорошим примером нам может служить европейское Возрождение. Европа с готовностью восприняла научные достижения арабов и, в частности, их методы обучения, но она никогда не имитировала внешнюю сторону и дух арабской культуры, и никогда не приносила в жертву свою интеллектуальную и эстетическую независимость».
    Собственная интеллектуальная, эстетическая и технологическая независимость настолько значима для уважающих себя стран, что каждая из них, как например, США, Великобритания, Германия, отчасти Россия, стремятся, во что бы то ни стало иметь собственные образцы автомобилей, воздушных и космических судов, оружия. Наличие у каждой из этих стран всех этих технологий собственного производства говорит о ее самодостаточности и делает ее более защищенной перед лицом неприятеля.
    То же самое касается и большей культурной защищенности и безопасности народа перед лицом других, о чем писал Мухаммад Асад. Как он утверждает, Европа использовала арабское влияние как удобрение для своей почвы, так же как арабы в свое время не постеснялись сохранить и воспользоваться плодами эллинистического наследия. В обоих случаях результатом стало появление новой и сильной цивилизации, – гордой и уверенной в себе.
    Но ведь Ислам и не заставляет человека носить определенную одежду и выбирать определенный образ жизни. Он формулирует несколько принципов, следовать которым мусульманин обязан.
    Первый принцип - это, конечно же, необходимость сокрытия определенных частей тела мужчинами и женщинами. Во-вторых, Ислам предлагает мужчинам воздерживаться от ношения шелковой одежды, и золотых и серебряных украшений. Как мужчинам, так и женщинам рекомендуется избегать ношения одежды роскошной, кричащей, говорящей о самодовольстве и тщеславии. Также запрещается мужчинам уподобляться в одежде женщинам, а женщинам уподобляться мужчинам.
    Смысл запрета на уподобление
    В-третьих, после соблюдения первых двух принципов, Ислам полагает необходимым, чтобы одежда мусульман отличалась от одежды немусульман, чтобы легко узнавать собратьев по вере. Для этой цели Шариат не рекомендует какого-либо особого знака или символа, но оставляет решение этого вопроса на усмотрение самих мусульман.
    Но отличие от немусульман в одежде необходимо не только для того, чтобы легко распознавать мусульман от приверженцев другой веры и убеждений. Одежда, язык и культура — это основные элементы, из которых складывается каждая нация. Без этих элементов основы ее культуры, цивилизации разрушаются и она легко поглощается другой цивилизацией или народом, чьи обычаи она копирует.
    Как пишет пакистанский мыслитель Абу Аля Маудуди, этот факт объясняет, почему некоторые нации, называемые вымершими, исчезли с лица земли. Их вымирание не означает, что представители нации погибли все. Но это означает, что тем нациям не удалось сохранить свою индивидуальность. Потомки таких наций продолжали бездумно принимать одежду, язык, культуру, письменность, социальные манеры окружающих, и, таким образом, закончили тем, что потеряли собственное лицо.
    По Маудуди, нация, которая принимает одежду и образ жизни другой, в действительности демонстрирует собственную неполноценность. Она признается, что ограничена и достойна презрения, что не обладает ничем из того, чем могла бы гордиться. Она признает, будто ее предки были неспособны, оставить потомкам что-либо такое, что нация могла бы сохранить, не опасаясь навлечь на себя позор.
    Эта нация осознает свой вкус слишком вульгарным, ум — примитивным, а творческие способности слишком ограниченными, чтобы изобрести для нее достойный стиль жизни. Признает она и то, что с целью сойти за цивилизованную нацию, готова все неразборчиво перенимать от других наций, рассматриваемых ею как образец, тогда как ее собственное существование в течение тысяч лет было не лучшим, чем существование скопища невежественных людей, поскольку такой нации не удалось создать ничего достойного похвалы и продолжения в истории.
    Развитие исламской моды
    Означает ли это, что мусульмане, следуя запрету на уподобление немусульманам в одежде, обязательно должны вернуться к ношению чалмы и длинных арабских одеяний? Ни в коем разе. Как пишет Маудуди, вкусы каждого народа в одежде меняются с течением времени.
    «Когда нация продвигается вперед в науках и искусстве, достигает просвещенности в мыслях, развивает промышленность, торговлю и ремесла, достигает экономического процветания, завязывает тесные контакты с другими народами и учится у них культуре, морали, стилю жизни, то в ее общественной жизни начинается естественный процесс эволюции: чувства ее меняются, вкусы и манеры улучшаются, а стиль жизни приобретает элегантность и грацию», - пишет пакистанский мыслитель.
    Именно с развитием промышленности, появлением новых видов деятельности и профессий менялась и западная мода – появлялись удобные деловые и спортивные костюмы, вечерние и пляжные наряды. Но ведь и исламская цивилизация не стояла и не стоит на месте. Значит и мусульмане, с освоением и развитием новых видов деятельности, новых профессий вынуждены развивать одежду, соответствующую требованиям Шариата, под веления времени.
    Если бы мусульмане не следовали столь слепо западной моде, то они нашли бы собственные стили деловой, спортивной, военной, курортной и иной одежды. Сегодня во многих мусульманских странах исламская мода, отвечая на запросы активных верующих, предлагает им, как исламскую одежду можно подвести под требования их образа жизни. Сохраняя при этом верность принципам Шариата.
    Сегодня мусульмане и мусульманки, соблюдая требования своей религии в одежде, осваивают самые разные виды деятельности – науку, спорт, военное и полицейское дело, гражданскую авиацию и полеты в космос. Таким образом, умма изобретает новые способы удовлетворения вновь возникающих потребностей в одежде и закладывает собственный стиль в моде и культуре.
    Опережающее развитие
    Вместе с постепенным развитием во всех сферах жизни, стиль и сама исламская одежда становятся более удобными, привлекательными, нарядными, свидетельствующими о хорошем вкусе. Все это не означает, однако того, что мусульмане должны сегодня же забросить джинсы и пиджаки. Пока эта одежда соответствует основным принципам Шариата – она также может считаться исламской.
    В порыве формирования собственной моды, мы ни в коем случае не должны оголтело отбрасывать все, что и для нас является удобным из европейской и американской одежды. Речь идет не о том, что мусульманам необходимо в один момент начать придумывать отличную от западных одежду, иной покрой джинсов, пиджаков и т. д.
    Речь о том, что мусульмане должны активно развивать собственную цивилизацию, технологии, совершать революционные прорывы в развитии позитивных социальных, политических, спортивных, культурных и иных новшеств. Мусульмане обязаны в этом опередить западную цивилизацию. И уже само прорывное развитие исламской цивилизации будет диктовать нам, как развивать собственную моду.
    Именно сама логика нашего развития и требования Шариата будут диктовать нам – какого покроя сшить деловой костюм, чтобы максимально облегчить совершение омовения; какой длины мужчине оставлять бороду, чтобы она не мешала ему одевать противогаз, шлемофон пилота или скафандр; какого покроя женщине сшить хиджаб, чтобы он не мешал ей одевать маску хирурга, химика или микробиолога; какой длины и ширины делать мужские и женские рубахи, чтобы они не мешали занятию спортом.
    И вот тогда мусульмане могут быть уверенными не только в том, что они соблюдают положения Шариата в одежде, но и в том, что само развитие их моды в соответствии с прорывными технологиями выгодно отличает их от немусульман. Именно опережающим развитием собственного представления об удобной одежде для активного образа жизни мусульмане и должны отличаться от остальных народов, где мужчины предпочитают уподобляться женщинам, а женщины – все больше обнажиться.
   
    Мухаммад Садруддин
    www.islam.ru

   
   


На главную  О проекте  Ссылки  Контакты