Древо Жизни

№12 Февраль 2008 г.

На главную  О проекте  Ссылки  Контакты

О проекте
Ссылки
Контакты
Архив
  №1 Март 2007
  №2 Апрель 2007
  №3 Май 2007
  №4 Июнь 2007
  №5 Июль 2007
  №6 Август 2007
  №7 Сентябрь 2007
  №8 Октябрь 2007
  №9 Ноябрь 2007
  №10 Декабрь 2007
  №11 Январь 2008
  №12 Февраль 2008

Google

Достоинства и недостатки государственной религии

По данным Гарвардского университета, в 2000 году в 72 странах мира не существовало государственной религии, 75 государств считали ту или иную религию государственной, остальные страны находились в "переходном" состоянии - например, в них были признаны официальными две или более религии.
   Ныне ислам считают официальной религией 29 государств, католицизм - 22, протестантизм - 10, православие - 8, буддизм - 4, индуизм и иудаизм - по одному. Любопытно, что, если в первой половине 20-го века количество государств, в которых существовали официальные религиозные культы, постоянно снижалось, то в последние три десятилетия этот процесс практически полностью остановился.
   Исследование Гарвардского университета также показало, что важнейшим фактором, который влияет на решение властей той или иной страны установить официальный религиозный культ, является религиозная история этого государства. Если страна когда-либо в 20-м веке имела государственную религию, то скорее всего эта же религия сохранит или вновь приобретет тот же статус и в 21-м веке. При этом политические пертурбации на государственные религии не влияют или влияют крайне незначительно. К примеру, во всех странах, которыми управляли коммунистические режимы, государственные религии были упразднены (единственным исключением является Сомали, которой в начале 1970-х годов правили люди, считавшие себя марксистами - они сохранили Ислам в качестве государственной религии).
   Государственные религиозные культы появились в глубокой древности и благополучно дожили до наших дней. Иногда замена одного государственного религиозного культа другим объяснялась не объективными обстоятельствами, а волюнтаристскими действиями правителей. Так, к примеру, в 1536 году король Англии Генрих Восьмой создал Англиканскую церковь и отказался от католицизма из-за того, что Папа отказался дать ему разрешение на развод. Одним из последствий этого была массовая конфискация собственности Католической церкви в Англии. Вероятно, схожие причины заставили короля Швеции Густава Вазу в 1527 году отказаться от католицизма в пользу лютеранства - смена веры привела к обогащению короля за счет имущества католических иерархов и монастырей (в 2000 году Швеция официально перестала считать лютеранство государственной религией).
   Государственные религии в разных странах действуют по-разному. Так, государственные протестантские церкви в Англии и Скандинавии намного более либерально относятся к иноверцам, чем шиитская иерархия в Иране. Энтони Гилл, автор книги "Политические Причины Религиозной Свободы", отмечает, что причина этого заключается в степени отделения церкви от государства - во многих странах (в основном, исламских) подобного разделения не существует.
   Смена государственной религии в современном мире происходит и по иным причинам. Так, многие бывшие колонии меняли государственную религию непосредственно после обретения независимости. Аналогичные процессы происходили и в случаях, когда распадались большие многонациональные государства (например, Османская империя или Советский Союз).
   Родни Старк, автор книги "Один Настоящий Бог: Исторические Последствия Монотеизма", отмечает, что шансы на то, что тот или иной религиозный культ будет признан "государственным" выше в странах, где его исповедует подавляющее большинство жителей. Однако и здесь есть определенные тонкости: к примеру, большие шансы на "государственность" приобретают монотеистические религии - иудаизм, христианство и ислам. Они же в наибольшей степени и выигрывают от государственной поддержки.
   Американский экономист Рафаэль Ла Порта опубликовал серию работ, в которых доказывает, что шансы на установление государственной религии уменьшаются в случае, если экономика данной страны растет, а население богатеет. По его мнению, верно и обратное: в условиях экономических проблем и массового обнищания жителей государственные религиозные культы вводятся с большим успехом, и эти изменения воспринимаются верующими более позитивно.
   Первое исследование о государственной религии провел британский экономист Адам Смит, оценивавший отношения религии и государства с рыночных позиций (глава об этом входит в его классическое произведение "Причины и Природа Богатства Народов", впервые опубликованное в 1791 году). По мнению Смита, религия, которая получала государственный статус, приобретала качества духовного монополиста, который получал различные субсидии и искусственным образом ограничивал проникновение на "свой" рынок конкурентов (Смит анализировал положение Англиканской церкви в Англии и Католической - в Испании и Франции). Смит также пришел к выводу, что монополизм не шел на пользу официальным культам: как и любые другие монополии, они становились менее конкурентоспособными, более бюрократизированными и "ленивыми". В результате, авторитет официальных церквей снижался, так же, как и популярность проводимых ими религиозных служб. Любопытно, что выводы Смита были подтверждены исследованиями, проведенными уже во второй половине 20-го века.
   Американский исследователь Нуно Гарупа и португалец Педро Барроs в исследовании "Экономическая Теория Церковной Жесткости доказывают, что "жесткие" (большей частью "государственные") церковные структуры в долгосрочной перспективе проигрывают экономически. Причина, по их мнению, заключается в том, что верующие постепенно начинают воспринимать их как "филиал" государства и своеобразный "двойник" налоговых органов. В результате, верующие начинают реже посещать подобные культовые учреждения, а иногда и меняют вероисповедание.
   Роберт Барро и Рэйчел МакКлири в исследовании "Религия и Экономический Рост в Разных Странах" доказывают, что наличие государственной религии в краткосрочной перспективе повышает религиозность общества. Однако, если религия-монополист начинает бороться с конкурентами силовыми методами (например, с помощью чиновников), уровень религиозности снижается.

   Washington ProFile
   


На главную  О проекте  Ссылки  Контакты