Древо Жизни

№4 Июнь 2007 г.

На главную  О проекте  Ссылки  Контакты

О проекте
Ссылки
Контакты
Архив
  №1 Март 2007
  №2 Апрель 2007
  №3 Май 2007

Религиозный подъем в Китае

Десятки миллионов китайцев отказываются от навязываемого государством на протяжении десятилетий атеизма. Феномен распространился так быстро, что, похоже, застал правительство врасплох.
   По данным недавнего исследования, проведенного Восточно-Китайским университетом преподавателей, верующими являются 31,4% китайцев старше 16 лет, или около 400 млн человек. В последние годы численность верующих, по официальным оценкам, насчитывала примерно 100 млн. Однако тот факт, что результаты нового исследования были не только опубликованы, но и транслировались в государственных китайских СМИ, позволяет предполагать, что этому исследованию по крайней мере частично оказано официальное признание.
    Вероятно, самым популярным временем года для участия в публичном отправлении религиозных обрядов в Китае является традиционный Китайский Новый год, который начался в прошлом месяце. Посетители переполняют в особенности буддистские и даосистские храмы, чтобы помолиться за своих предков или за здоровье своих семей.
    Накануне праздника в храм Нефритового Будды в центре Шанхая шли многочисленные прихожане. Многие из них были хорошо одетыми работниками офисов, которые, похоже, не совсем хорошо знали, как себя вести, когда заходили в центральный павильон, кланялись или становились на колени для молитвы.
    Официальная позиция в отношении религии в Китае за последние годы постепенно смягчалась, давая возможность возрождению веры в народе. Культовые места пяти официально признанных вероисповеданий - буддизма, даосизма, католицизма, протестантизма и ислама - были восстановлены или отстроены заново, вновь разрешено публичное отправление религиозных обрядов. Все это сопровождается признаками того, что правительство рассматривает ограниченную религиозность как полезную составляющую движения к так называемому "гармоничному обществу".
    По словам китайских экспертов, растущая популярность религии стимулируется кризисными явлениями, связанными с коррупцией, и растущим разрывом между богатыми и бедными. "Люди чувствуют обеспокоенность, когда размышляют над этими вопросами, и задумываются, как их решать", - сказал Лю Чжунъюй, профессор Восточно-Китайского университета преподавателей и главный автор нового исследования по религии: "Люди думают: мне все равно, что делают другие и как они это делают, но мне необходимо что-то, чему можно доверять".
    Отвечая на вопрос об изменениях в отношении правительства к растущей популярности религии, Хэ Гуанху, профессор философии Народного университета в Пекине, сказал: "Я надеюсь, что правительство позитивно отреагирует на религиозный энтузиазм, увидит, что он может содействовать восстановлению общественного порядка и гармонии, помочь в управлении и не является угрозой".
    В то же время строгие ограничения на религию сохраняются. Пекин собственноручно выбирает высшее духовенство для каждой из разрешенных конфессий и часто преследует верующих неразрешенных конфессий, от движений "Фалуньгун" до подпольных протестантских церквей, которые собираются по домам. Правительство также жестко ограничивает религиозное образование и запрещает прозелитизм. Членство в Коммунистической партии остается основным путем для индивидуального карьерного роста, но партия не разрешает своим членам быть верующими. На верующих косо смотрят многие работодатели и даже университеты.
    Результатом такого смешанного отношения является то, что многие люди до сих пор не чувствуют себя достаточно комфортно в качестве верующих. Однако многие говорят, что они все более откровенно демонстрируют свои религиозные убеждения.
    "Обычно я с самого начала даю людям понять, что я католик, - говорит 27-летний Чжу Чжаофэн, продавец во французской компании, занимающейся предметами роскоши, который посещает службу в неофициальной католической церкви. - Я не хочу, чтобы люди смущались, если я посещаю церкви или отправляюсь на паломничество. Но это не означает, что я что-то пропагандирую".
    Положение господина Чжу является практически обратным по сравнению с его отцом, который в 50-х годах провел в тюрьме и трудовых лагерях семь лет за свои религиозные убеждения, признанные "антиреволюционными". Его отцу Чжу Дафану сейчас 74 года. Он страдает от болезни Паркинсона и живет в маленькой комнате в старом доме в центре Шанхая, окруженный католическими реликвиями. "Мы ни к кому не относимся с ненавистью, я ни о чем не сожалею", - сказал он о перенесенных страданиях. "Человек не должен концентрироваться на невзгодах, которые перенес ради веры", - добавил он, с трудом превозмогая дрожь в руках.

   Г. Френч, А. Плахов
   kommersant.ru


На главную  О проекте  Ссылки  Контакты