Древо Жизни

№1 Март 2007 г.

На главную  О проекте  Ссылки  Контакты

О проекте
Ссылки
Контакты
Архив
  №1 Март 2007
  №2 Апрель 2007
  №3 Май 2007
  №4 Июнь 2007
  №5 Июль 2007
  №6 Август 2007
  №7 Сентябрь 2007

Google

Как монахиня заработала $1млн.

Мать Тереза Всю жизнь Мать Тереза служила нищим, больным и убогим. Она ухаживала за умирающими, работала по 16 часов в день и целовала в лоб умерших от проказы. Строки, написанные на стене детского дома Матери Терезы в Калькутте:
«Люди часто неразумны, нелогичны и эгоистичны; Всё равно прощайте им.
Если вы добры, люди могут обвинить вас в скрытых личных мотивах; Всё равно будьте добры.
Если вы успешны, у вас появятся мнимые друзья и настоящие враги; Всё равно добивайтесь успеха.
Если вы честны и откровенны, люди могут обманывать вас; Всё равно будьте честны и откровенны.
То, что вы строили годами, кто-то может разрушить в одночасье; Всё равно стройте.
Если вы обрели безмятежность и счастье, вам могут завидовать; Всё равно будьте счастливы.
Добро, которое вы делаете сегодня, люди могут завтра забыть; Всё равно творите добро.
Давайте миру лучшее, что у вас есть, и этого никогда не будет достаточно; Всё равно давайте лучшее, что у вас есть.
В конце концов, вы увидите, что все происходит между вами и Богом; а не между вами и людьми».

Албанская монахиня мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу) родилась в г. Скопье (бывшая Оттоманская империя, ныне Югославия). Она была младшей из троих детей Николы Бояджиу, богатого строительного подрядчика и торговца, который был связан с албанским националистическим движением и скончался при невыясненных обстоятельствах в год рождения Агнес. Ее мать, урожденная Дранафиле Бернаи, была ревностной католичкой, она часто брала с собой младшую дочь во время посещения больных и нуждающихся.

Агнес училась в государственной школе, пела в церковном хоре. В выборе профессии на нее повлияли контакты с Братством благословенной Девы Марии – организацией, помогающей бедным в различных странах. Однажды услышав, как священник ее прихода читает письма от миссионеров из Индии, Агнес заинтересовалась деятельностью бенгельской миссии. В интервью английскому писателю Малькольму Маггериджу Т. вспоминала, что после благочестивых размышлений и молитв она решилась «отправиться и поведать о жизни Христа людям». Окончив среднюю школу в Скопье, Агнес вступила в ирландский орден сестер Лорето, имевший миссию в Индии. Год она провела в дублинском аббатстве Лорето, изучая английский язык, а 6 января 1929 г. отплыла в Калькутту.

По окончании срока послушничества Агнес стала преподавать историю и географию в школе св. Марии, за это время она успела выучить хинди и бенгальский язык. Агнес избрала себе монашеское имя Тереза в честь французской монахини XIX в. Терезы де Лизье, которая стремилась делать добро, с радостью выполняя самую неприятную работу. Шесть лет спустя она приняла пострижение под именем матери Терезы.

Монастырь Лорето позволял вести уединенный образ жизни, однако находился он вблизи калькуттских трущоб. Во время поездки в приют Дарджилинга в 1946 г. Т. ощутила «призыв», смысл которого ей был ясен, как она вспоминала позже: «Я должна была покинуть монастырь и жить среди бедных, помогая им». Через два года Т. получила от архиепископа Калькуттского разрешение работать за пределами монастыря. Она стала носить белое сари с голубой каймой и распятием, приколотым на плече. Тогда же Т. получила индийское гражданство.

После интенсивного трехмесячного обучения на курсах американских медицинских сестер в Патне Т. открыла школу в трущобах Моти Джила. В 1950 г. она получила разрешение Ватикана на создание новой конгрегации – ордена милосердия. Первыми посвященными стали бывшие учащиеся школы Лорето. К трем обычным монашеским обетам Т. добавила четвертый – «всеми силами служить беднейшим».

Встревоженная чудовищными условиями жизни в трущобах, Т. стала помогать старикам, больным и сиротам. Для брошенных на улице стариков ею в 1954 г. был основан Дом умирающих. К этому времени число ее добровольных помощников дошло до 26. Только самые преданные могли выдержать строгий режим конгрегации: обязательную ежедневную молитву в четыре часа утра, отсутствие имущества, кроме одной смены одежды, рацион беднейшего населения и 16-часовую работу среди бедных.

Известность Т. постепенно росла, и приток пожертвований увеличивался, вскоре она открыла приют для брошенных детей, лепрозорий, дом престарелых и мастерскую для безработных. Медпункты при железнодорожных станциях оказывали бесплатную медицинскую помощь, предоставляли приют для женщин и детей. Проработав 10 лет в Калькутте, Т. получила разрешение открывать миссии в других местах. Центры были открыты в Венесуэле (1965), на Цейлоне (1967), в Риме и Танзании (1968), на Кубе (1986) и в других местах.

Хотя сама Т. считала свою работу «каплей в море», она тем не менее удостоилась международного признания. В 1964 г. Т. получила премию имени Джавахарлала Неру, а два года спустя Ватиканскую премию Мира имени папы Иоанна XXIII. В 1979 г. ей была присуждена Нобелевская премия мира. Это решение вызвало критику со стороны тех, кто считал, что, помогая нуждающимся, Т. ничего не сделала для дела мира, которое призвана поощрять Нобелевская премия. В своей речи представитель Норвежского нобелевского комитета Саннесс, однако, сказал: «Мать Тереза во многом помогла перебросить мост от богатых стран к бедным... В каждом человеке она в состоянии заронить семена добра... Если бы это было не так, общество лишилось бы надежды, а мирные усилия утратили значение». В заключение Саннесс сослался на высказывание Роберта Макнамары, президента Всемирного банка: «Мать Тереза достойна Нобелевской премии, поскольку она утверждает мир в самой важной сфере, защищая неприкосновенность человеческого достоинства».

Т. приняла награду «во имя голодных, раздетых, бездомных... всех тех, кто не видит ни помощи, ни заботы». В своей Нобелевской лекции она говорила о христианской любви – движущей силе своей работы и подчеркнула, что любовь и уважение к каждой человеческой жизни являются условием всеобщего мира. Полученные средства она истратила на строительство приютов для бедных, в частности для страдающих проказой.

Как Нобелевский лауреат Т. приняла на себя ряд международных поручений. В 1982 г. она посетила Ливан по просьбе папы Иоанна Павла II как эмиссар мира, хотя до тех пор избегала политической деятельности. В 1985 г. Т. выступала на Генеральной Ассамблее ООН по случаю 40-летия организации. Накануне рождества 1985 г. она совместно с архиепископом Нью-Йоркским открыла в Нью-Йорке первый церковный приют для больных СПИДом. По просьбе Т. трое умирающих от СПИДа были освобождены из тюрьмы и помещены в новый приют. В 1988...1989 гг. орден милосердия учредил свои отделения в Москве, Ереване, Спитаке.

Многие критиковали позицию Т. в отношении абортов и других методов контроля за рождаемостью. Точка зрения по данному вопросу была изложена ею в Нобелевской лекции: «Я вижу величайшую угрозу миру в абортах, поскольку они представляют собой настоящую войну, убийство, осуществляемое матерью». Т. осуждает феминизм, особенно в Индии, призывая женщин строить крепкие семьи, предоставляя «мужчинам делать то, к чему они лучше приспособлены».

Те, кто встречался с Т., рассказывают о ее спокойной духовности, о любви, радости и уважении к жизни, которые она излучает. «Мы не делаем ничего великого, – записала Т. однажды, – мы делаем мало, но с великой любовью».

Источник:
Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.


На главную  О проекте  Ссылки  Контакты